Форум » » В Плоскости феодализма » Ответить

В Плоскости феодализма

Маленький Скорпион: Вышла первая часть «Феодала» под названием «Защита и опора» в ноябрьском номере «Если». Обсудим, господа?

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Библиотокарь: Мастер пишет: цитатаА в том, что король может сорвать эксперимент, я сомневаюсь. Он закоснел. А он его ненарочно срывает! Не специально. Но эти масштабные проекты по ирригации от оазиса до оазиса... которые, судя по тексту, развиваются вполне успешно -- они же сами по себе гибель Эксперименту. Где вода -- там нет ловушек. Ирригированная королём территория -- фактически, зона свободная от Эксперимента. Потому что люди на ней УЖЕ могут жить, как обычно, как дома. Цели-то у короля может и другие, приземлённые, а объективно он гадит Экспериментатору куда похлеще Фомы. У того одноразовая террористическая акция, а тут планомерное наступление (пусть и неосознанное -- суть от того не меняется)

латышский стрелок: Читательская рецензия На питерских прилавках наконец-то появился “Феодал”. Как это довольно часто случается, оформление книги вызывает желание подвергнуть художника экзекуции – или, скажем, отправить его на Плоскость выращивать сельскохозяйственные культуры, поскольку как творческая личность он явно не состоялся. Думаю, негативное отношение к фантастике во многом определили такие вот бездарные глянцевые обложки, призванные, якобы, “привлекать внимание” потенциального читателя. Странно, что ещё никто не додумался, например, издать “Преступление и наказание” со скверно нарисованным Раскольниковым, убивающим старуху-процентщицу – громадный зазубренный топор, кровь и прочие неаппетитные детали... Впрочем, в наше время на книжных прилавках можно увидеть и не такое. По-видимому многие авторы, даже весьма трепетно относящиеся к редактуре собственных произведений, пускают вопрос оформления “на самотёк”… А жаль. А теперь впечатления собственно от прочитанного. Положительные 1) читается легко; действие захватывает с первых строк и не отпускает до конца – как это и должно быть в хорошей книге. 2) Мир Плоскости очень необычен и увлекателен; пустыня, наполненная смертельно опасными ловушками, чем-то напоминает Зону братьев Стругацких, но в то же время не вызывает ощущения вторичности. “Картинка” нарисована здорово: я, например, весьма живо представил себе упомянутое вскользь "песчаное цунами" – как это могло бы быть; маленький оазис, стираемый с лица земли исполинской желтой волной. Отрицательные впечатления. Они тоже есть; и в немалой степени обязаны, пожалуй, тому факту, что непосредственно перед “Феодалом” я перечитывал “Вычислителя” – на мой взгляд, одну из лучших книг А. Громова. Сравнение получается отнюдь не в пользу “Феодала” – и основная проблема тут кроется в психологической достоверности. В “Вычислителе” она практически стопроцентна, то есть - поведение героев полностью соответствует их внутреннему содержанию; ощущения диссонанса не возникает. В мире Плоскости, напротив, некие несообразности бросаются в глаза. Наиболее неестественной показалась мне сцена с отрезанием ушей у “королевского посланника” Гумно. Во-первых, Игорь-Фома всё-таки не дикий горец. Конечно, более десятка лет ежедневной борьбы за выживание могут в корне изменить характер человека; но ведь борьба эта – в основном с силами природы, с неперсонифицированными ловушками Плоскости, а не с живым противником. Получается - подобная жестокость ничем не оправдана; тем более что к немотивированному насилию и прочей патологии герой явно не склонен. Скажем, прострелить неприятному типу руку (или обе) в знак серьёзности своих слов – да, пожалуй; такое вполне возможно; мне кажется, что “ковбойский” вариант поведения для феодала куда естественнее “чеченского”. Кроме того, отрезать уши самому себе, даже под угрозой смерти – гм… Крайне маловероятно, что Гумно решился бы на такое; скорее, предпочел бы пулю; не будем забывать, что он – тоже феодал, то есть, как минимум, человек упрямый и жесткий. Второй несообразностью показалось мне поведение Оксаны, и вот почему: условия существования на Плоскости (даже не существования – выживания) вкупе с шоком должны были достаточно быстро “обломать” строптивую девушку; однако этого не произошло. А ведь голод и жажда учат смирению быстро и эффективно; особенно человека, который ни разу в жизни по-настоящему не испытывал ни того, ни другого. Я уже не говорю про страх смерти. Вообще, на мой взгляд, героиня наделена большим количеством отрицательных черт; и хотя стараниями автора многие из них постепенно сглаживаются, прежняя подруга Фомы, Бриджит, вызывает куда больше симпатии (и улыбок тоже). И, наконец, третье замечание – относительно концовки. “Хеппи энд”, на мой взгляд, получился несколько наигранный; но дело не только в этом. К сожалению, на последних страницах напрочь потеряна та нить, что вела героев через все опасности и лишения. Это было бы закономерно, успей Фома нажать кнопку, убивающую Экспериментатора. Смерть жестокого божества Плоскости стала бы логичным и достаточно мощным финальным аккордом. Но - этого не случилось; а просто “они вернулись домой и жили долго и счастливо”. И не более того… Вспоминаются герои уже упомянутого на форуме “Града обречённого” Стругацких: они ведь тоже проделали долгий путь по пустыне (и тоже без надежды на возвращение). Помните, чем заканчивается эта книга? “- Ну, вот, Андрей, - произнес с некоторой торжественностью голос Наставника. - Первый круг вами пройден… - Первый? А почему – первый? - Потому что их еще много впереди.”

Маленький Скорпион: Библиотокарю ну почему же создание королевства и ирригация пускают коту под хвост Эксперимент? скорее, они его развивают: подопытные научились не просто выживать среди ловушек, но бороться с ними. Они явно прогрессируют! :-) и пошёл м.н.с. Имярек (он же Экспериментатор) писать диссертацию о несомненной разумности подопытных тварюшек... Кстати, по какому критерию там земляне из "Властелина пустоты" разумность жителей Простора установили ? ;-) Александру Громову познакомить Свята и Фому - интересная штука. А кто из них Экспериментатором окажется? ;-)


Химера: латышский стрелок пишет: цитатаНа питерских прилавках наконец-то появился “Феодал”. Как это довольно часто случается, оформление книги вызывает желание подвергнуть художника экзекуции – или, скажем, отправить его на Плоскость выращивать сельскохозяйственные культуры, поскольку как творческая личность он явно не состоялся. Думаю, негативное отношение к фантастике во многом определили такие вот бездарные глянцевые обложки, призванные, якобы, “привлекать внимание” потенциального читателя. Странно, что ещё никто не додумался, например, издать “Преступление и наказание” со скверно нарисованным Раскольниковым, убивающим старуху-процентщицу – громадный зазубренный топор, кровь и прочие неаппетитные детали... Впрочем, в наше время на книжных прилавках можно увидеть и не такое. По-видимому многие авторы, даже весьма трепетно относящиеся к редактуре собственных произведений, пускают вопрос оформления “на самотёк”… А жаль. Это правда. Я обычно на обложки просто не обращаю внимания, хотя мне, как дизайнеру, режет глаз практически все, начиная от цветовой гаммы и заканчивая «сюжетом». Александр Николаевич, если хотите, я могу сделать иллюстрации к какой-нибудь книге, только «внутренние», черно-белые, ориентируясь на Ваш вкус. К обложке издатели «посторонних» имхо не допустят, к тому же при печати могут запороть цвета, а «знакомой» типографии в Москве у меня нет.

Nau: Александр, как Вы относитесь к тому, что Ваша новая книга, отсканированная и распознанная, уже появилась в сетевых библиотеках?

А.Громов: латышский стрелок пишет: цитатаЧитательская рецензия Вы не совсем правы. Это не вполне читательская рецензия. Это рецензия, написанная человеком, который пишет сам и всегда спрашивает себя: "А зачем это автору было надо?" и "А как бы я здесь сделал?". Для меня -- тем лучше. Спасибо за развернутый ответ, было интересно.

А.Громов: Химера пишет: цитатаАлександр Николаевич, если хотите, я могу сделать иллюстрации к какой-нибудь книге, только «внутренние», черно-белые, ориентируясь на Ваш вкус. К обложке издатели «посторонних» имхо не допустят, к тому же при печати могут запороть цвета, а «знакомой» типографии в Москве у меня нет Сделать-то можно, но Вы же, наверное, и сами замечаете: подавляющее большинство книг фантастики выпускается ныне без всяких внутренних иллюстраций. Издатели считают, что иллюстрации не окупают себя. Даже "коллекционные" издания выходят без иллюстраций. И что значит "на мой вкус"? Мне, например, очень по душе работы Андрея Карапетяна, но они очевидным образом "провальные" в смысле коммерции. Издатель не поддержит. Хотя... об этом стоит с ним поговорить. Решено, так и сделаю. А Вы могли бы дать ссылку на сайт, где я мог бы увидеть Вашу графику?

А.Громов: Nau пишет: цитатаАлександр, как Вы относитесь к тому, что Ваша новая книга, отсканированная и распознанная, уже появилась в сетевых библиотеках? Что, уже? Быстро они. Отношусь я к этому, разумеется, без энтузиазма, но мало что могу поделать. Паразитизм -- естественный процесс и в природе, и в обществе. Впрочем, подождем вступления в силу закона об авторском праве в сентябре 2006 года. Авось пострадает не бедолага Мошков, а те, кому следует.

Киборг: Да. Правда. Смотрите здесь: click here

Библиотокарь: Маленький Скорпион пишет: цитатану почему же создание королевства и ирригация пускают коту под хвост Эксперимент? скорее, они его развивают: подопытные научились не просто выживать среди ловушек, но бороться с ними. Они явно прогрессируют! :-) и пошёл м.н.с. Имярек (он же Экспериментатор) писать диссертацию о несомненной разумности подопытных тварюшек... Моё ИМХО на сей счёт таково: в гигантском ирригированном оазисе без ловушек люди могут жить практически как дома, на Земле. Уже Фома увидел страну от горизонта до горизонта -- а что будет ещё лет через десять? А через 20-30? Вырастет поколение, которому вообще Плоскость по барабану, сложится нормальная такая страна. Но тогда какой вообще смысл в Плоскости? С таким же успехом за нормальной, неэкстремальной, размеренной жизнью аграрно-патриархальной деспотии можно было и на Земле наблюдать. А даже и случись в Королевстве какие социальные эволюции-революции-потрясения -- опять же ничего особо специфического в них уже не будет. Так что если -- если! -- Экспериментатор действительно затеял Плоскость с её прибамбасами как "крысиный лабиринт" или "чашку Петри", а Земля -- действительно "контрольная группа", то "оземленение Плоскости" делает бессмысленной вообще всю затею. Поведение "подопытных" стремится к поведению "контрольных". Так что (если уж мы берёмся додумывать сюжет за автора ) боюсь -- недолго Королевству осталось. Сотрут его как мутацию. А вот что сделают с Игорем-2? Смешной был бы вариант, если и его подселят в несчастную голову Игоря-3

Маленький Скорпион: Библиотокарь пишет: цитатаУже Фома увидел страну от горизонта до горизонта -- а что будет ещё лет через десять? А через 20-30? Вырастет поколение, которому вообще Плоскость по барабану, сложится нормальная такая страна. Но тогда какой вообще смысл в Плоскости? С таким же успехом за нормальной, неэкстремальной, размеренной жизнью аграрно-патриархальной деспотии можно было и на Земле наблюдать. А даже и случись в Королевстве какие социальные эволюции-революции-потрясения -- опять же ничего особо специфического в них уже не будет. Вы (или на "ты"?) рассуждаете о поступательном развитии королевства: сегодня 30 оазисов - завтра 100; сегодня ловушек вполовину меньше стало, завтра вчетверо, а когда-нибудь и вовсе сойдут на нет... А между тем, процесс этот долгий, и в него неизбежно вмешается "человеческий фактор" - типа борьбы за власть между наместниками. И борьбы за трон. Сколько ещё времени проживёт король - теперь, когда его секрет "управляемого коридора" стал секретом Полишинеля? сумеет он удержать власть или нет? а сумеет ли тот, кто придёт ему на смену, удержать в своих руках королевство, или оно развалится и всё вернётся на круги своя? Второе. Пустыня с ловушками - лишь ЧАСТЬ Плоскости. Довольно небольшая, заметим, часть. Фома и Оксана (и мы вместе с ними) заглянули за её край, увидев, например, монастырь. Но это тоже - маленький кусочек, изолированный от других. А дальше? сколько ещё таких вот разбросанных по полю эксперимента человеческих анклавов? Королевство - буде оно устоит - неизбежно придёт к экспансии за пределы "зоны феодов"; если подсилу было дойти - вдвоём, практически без подготовки - Фоме и Оксане до другого "анклава", то исследовательские экспедиции (которые рано или поздно будут посланы) дойдут обязательно. И до монастыря, и до... мало ли кто ещё может жить в окрУге... Так что Эксперимент просто сделает ещё виток - столкновение различных сообществ подопытных Третье. А почему, собственно, приход "экспериментальной" группы к состоянию "контрольной" не может считаться результатом Эксперимента?

Химера: А.Громов пишет: цитатаА Вы могли бы дать ссылку на сайт, где я мог бы увидеть Вашу графику? Сайта у меня пока нет – я телефон недавно поставила и с Интернетом не вполне освоилась. Могу предложить вот что: я прочитала все повести и рассказы, выложенные на вашей страничке. Назовите что-нибудь из них, я пару рисунков сделаю и пришлю. На этом форуме есть возможность прикрепить файл? Если не понравится – внесете коррективы, и я попробую исправить. Ежели у меня в итоге получится Вам угодить – тогда можно будет поконкретней «разговоры разговаривать». А насчет «неокупаемости»… Кто-то говорил о «зряплате»? Мне просто «за державу обидно», тем более что гонорар издательских дизайнеров – величина несерьезная. Имхо если с издательства не требуют денег за иллюстрации, оно их берет со спокойной совестью!

А.Громов: Химера пишет: цитатаСайта у меня пока нет – я телефон недавно поставила и с Интернетом не вполне освоилась. Могу предложить вот что: я прочитала все повести и рассказы, выложенные на вашей страничке. Назовите что-нибудь из них, я пару рисунков сделаю и пришлю. На этом форуме есть возможность прикрепить файл? Если и есть такая возможность, то я о ней не ведаю, ибо в делах компьютерных являюсь злостным чайником. Может, администрация сайта подскажет способ? А нет -- можно присылать мне на мэйл: an_gromov@mail.ru Выбор произведения -- на Ваше усмотрение. В плане коммерции сейчас, пожалуй, наиболее интересна "Мягкая посадка". У Мошкова на www.fan.lib.ru лежит полный вариант.

Мастер: Прикрепить файл, кажется, нельзя. Кстати, Химера, может быть, вы и нашему проекту с графикой поможете?

Химера: А.Громов пишет: цитата Выбор произведения -- на Ваше усмотрение. В плане коммерции сейчас, пожалуй, наиболее интересна "Мягкая посадка". У Мошкова на www.fan.lib.ru лежит полный вариант. Прочитаю и попробую что-нибудь изобразить. Если у меня возникнут какие-либо сомнения в том, как выглядит, скажем, персонаж, можно у Вас интересоваться подробностями с помощью вышеуказанного ящика? Мастер пишет: цитатаКстати, Химера, может быть, вы и нашему проекту с графикой поможете? Я в интернетской графике полнейший чайник, но если в ней нет особой специфики и нужны просто какие-то картинки или фон – могу.

А.Громов: Химера пишет: цитатаПрочитаю и попробую что-нибудь изобразить. Если у меня возникнут какие-либо сомнения в том, как выглядит, скажем, персонаж, можно у Вас интересоваться подробностями с помощью вышеуказанного ящика? Можно, но лучше попробуйте представить себе внешность персонажа сами, исходя из текста. Так будет интереснее.

Мастер: Химера, Особой специфики нет. Присылайте. smee@list.ru. Нужен логотип, и хорошо бы тоже иллюстрации. К рассказам.

Служивый: Прочитал. Понравилось - это не то слово, просто восторг! Имею менение и хочу поделиться. При этом очень не хочется навязывать его (мнение) еще не читавшим. В книжных "Феодал" только начал появляться. Может имеет смысл запоролить тему? К примеру именем Фомы в Пустыни.

Павел: Служивый пишет: цитатаМожет имеет смысл запоролить тему? Еще хорошо бы сконструировать книги таким образом, чтобы нельзя было подсмотреть в конец:). С. Кингу это очень понравилось бы. Я вот "Феодала" тоже не дочитал, но если вы тему запоролите - после прочтения принципиально участвовать не буду.

Олег Л: Прочитал «Феодала» с большим интересом. Вещь с одной стороны типично громовская, с другой стороны – нетипичная. Главный герой прочно ассоциируется с Малаховым («Год лемминга»). Это - «люди одной серии» (копирайт – В.Звягинцев ), не боящиеся принимать решения и брать на себя ответственность за них, тянущие лямку за себя и за других. Лично у меня этот тип людей вызывает глубокое уважение и симпатию, хотя в общении они могут быть самыми разными, в т.ч. и малосимпатичными. Исследование механизмов осуществления власти ведется автором в искусственной среде, в совершенно невероятных условиях, что позволяет заострить, углУбить и усугУбить , в общем довести белую мышку до белого же каления. Такова цель Экспериментатора? Не факт, но почему бы и нет? Тут уже говорилось о внешнем сходстве с «Пикником…» АБС, но, ИМХО, гораздо более глубокое сходство обнаруживается с их же «Миллиардом лет …». Человек перед проблемой выбора под давлением непреодолимой силы. Только отнюдь не гомеостатического (скорее наоборот) мироздания. Впрочем главный герой как раз и усомнился в непреодолимости обстоятельств. И победил? Не знаю, не знаю… Добился того, чего хотел, вроде бы! Но кто сказал, что это хэппи енд? Ситуация называется «пришел солдат с войны» и известна по всем последним войнам. По чеченской и афганской – вовсе не понаслышке. У меня племянник, демобилизовавшись из Чечни, через некоторое время начал рваться обратно. В мирной жизни так толком и не адаптировался, а об остальном и рассказывать не хочется. Так что будущее Феодала далеко не безоблачно, а по большому счету и вовсе непонятно. Кем он станет на Земле-1 - одному Богу известно (вспомним, кстати, отрезанные уши!). А вот Экспериментатору это может быть очень даже интересно. Может затем и вернул мышек в родную клетку? Продолжая любимую тему о вызванных ассоциациях, назову «Град обреченный» АБС, «Эндимион» Д.Симмондса (в особенности в части путешествия по реке), «Мир – кольцо» Л.Нивена, фильм «Куб», «Лабиринт отражений» Лукьяненко (последняя страница романа Громова просто сама просится в сопоставление с последней же страничкой романа Лукьяненко. А может все-таки с фильмом «Кин-дза-дза»? ) В общем – очень хорошие ассоциации возникают. Что нетипично для автора? Отнюдь не глобальная катастрофа, явная искусственность среды, в которой происходит действие ( даже Капля в «Ватерлинии» выглядела достаточно естественным , хотя и невероятным образованием), малые социумы с очень сильным влиянием личности на историю (если речь идет о феодале). Безвыходность, доведенная до крайней точки (хотя к Экспериментатору все-таки можно аппелировать в отличие от Гомеостатического Мироздания). Превалирование случайности (волюнтаризма ) над закономерностью (на Плоскости нет ничего постоянного, все меняется). Для чего понадобилось автору исследование «in vitro» вместо «in vivo»? Так ведь пути Экспериментатора неисповедимы! Мне вот к тому же вспомнилась статья о виртуальной реальности Г.Елисеева «Генераторы иллюзий» в «Если» №7 2005. А чем, собственно говоря, Плоскость – не ВР? Ведь виртуальность снимает с писателя все ограничения, как заметил в отзыве на эту статью С.Лукьяненко. В любом случае уход автора от самого себя, хорошо известного, можно только приветствовать, тем более, что традиционная, последовательно разрабатываемая А.Громовым тема власти и другие узнаваемые features, создают хороший баланс между типичным и нетипичным. В общем, спасибо Александру за хорошую книгу, тем более, что главное ее достоинство – читать ИНТЕРЕСНО. (Я проглотил ее всего в три приема, чего со мной давно не случалось). Герои вызывают сопереживание и симпатию, что тоже ныне не во всякой книге встретишь, а по прочтении испытывается чувство «глубокого удовлетворения» исходом (жаль, конечно, что Экспериментатора не достали, но все равно - наши прорвались! ). Правда ненадолго, потому что через некоторое время начинаются сомнения, размышления, рассмотрение вариантов… И вот это-то и есть самое замечательное!!! Кстати, никто не хочет поразмышлять на тему применимости земной этики в мире Плоскости? Это я к тому, что путь Короля кажется вполне разумным и выводящим людей из под контроля Экспериментатора, но жестоким и неэтичным (с наших современных позиций), а путь Феодала – вполне этичным, но тупиковым. Можно вспомнить «замученного ребенка» Достоевского или «Те, кто покидает Омелас» У. Ле Гуин (интерпретация знаменитого тезиса Достоевского). PS: Латышскому Стрелку : насчет Оксаны и Бриджит - несогласен. На вкус и на цвет, как говорится ... Бриджит - вобще не персонаж, а антураж . Подозрительно легко Оксана адаптировалась к Плоскости? Хм, а может наоборот - не захотела адаптироваться? А в целом, вспоминая тему про "светлый" образ женщины в произведениях А.Громова, мне кажется, что автору удалось сделать большой шаг вперёд в положительную сторону.



полная версия страницы